Полюс притяжения
АРКТИКА
Путь через льды
«Каждое поколение имеет свой край света. На нашу долю выпала почетная, а вместе с тем трудная задача раздвинуть рамки мира в пределах земного шара. В Арктике теперь нет точки, недоступной для человека» (исследователь Арктики Георгий Ушаков)
Арктика – мировая кладовая ресурсов. Здесь сосредоточены колоссальные биологические, энергетические, минеральные ресурсы, за которыми, как считают многие эксперты, будущее всего человечества. Кроме того, арктический регион – важнейшая транспортная артерия, включающая в себя Северный морской путь и кроссполярные авиационные маршруты. Технические возможности нового тысячелетия в сотни раз повысят экономическую, транспортную и экологическую ценность Арктики
Шельфовые проекты, разворачивающиеся сейчас в западной части российской Арктики, способствуют развитию не только российской нефтегазовой отрасли, но и науки, машиностроения, кораблестроения, комплексно преображают северные территории. В настоящее время единственным действующим проектом по добыче нефти на российском арктическом шельфе является платформа «Приразломная»
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВУ «ПРИРАЗЛОМНАЯ»
История исследования
и освоения Арктики насчитывает
не одно столетие
и освоения Арктики насчитывает
не одно столетие
Начало освоения Северного Ледовитого океана русскими относится к середине XII века, когда поморы вышли на берега Белого, а затем и Баренцева морей. Они, как свидетельствуют летописи, были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана – открыли острова Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Целый ряд источников указывает на то, что к середине XVII века вся территория Таймырского края (исключая северные окраины) была уже хорошо изучена. Целые поколения российских первопроходцев приложили колоссальные усилия для изучения и освоения Арктики. Их не останавливала труднодоступность этого региона, в своем стремлении достигнуть Северного полюса они открывали новые территории, моря, острова и архипелаги. Арктика для них была не просто географическим понятием, а целой наукой – наукой о Земле
Экспедиции до XX века
В конце XIX — начале XX века число полярных экспедиций возросло.
Исследователи устремились к самому сердцу Арктики
Исследователи устремились к самому сердцу Арктики
Символом стремления к полюсу стал лейтенант Георгий Седов – первый отечественный полярник
В 1912 году шхуна «Святой мученик Фока» вышла из порта Архангельска. После двух зимовок в феврале 1914 года Седов и сопровождавшие его матросы на трех собачьих упряжках отправились к Северному полюсу. Не дойдя до острова Рудольфа (самый северный из островов Земли Франца-Иосифа), Седов умер и был похоронен на мысе Аук – западной оконечности острова Рудольфа
ЛЮДИ, ПОКОРИВШИЕ АРКТИКУ
Спасение из ледяного плена:
триумф мужества экспедиции
парохода «Челюскин»
триумф мужества экспедиции
парохода «Челюскин»
Выживание экспедиции «челюскинцев» в экстремальных обстоятельствах ледяного плена – бесценный опыт и важная веха освоения арктических широт. Эти люди первыми доказали практическую возможность жизни и научной работы на дрейфующих льдах
«Никто не поймет, что ощущаем мы, пилоты, в такой момент.
Нет, не сдаваться! Полный газ!» Георгий Байдуков
Нет, не сдаваться! Полный газ!» Георгий Байдуков
В 1937 году был осуществлен первый в истории авиации трансарктический перелет тремя выдающимися пилотами – Валерием Чкаловым, Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Расстояние в 9130 км экипаж преодолел за 63 часа 16 минут
Кроссполярный маршрут:
«северный воздушный мост» между Америкой и Азией
«северный воздушный мост» между Америкой и Азией
Кроссполярный авиамост — авиационный маршрут, пролегающий через незаселенные территории севернее 78 широты. Перелеты через Северный Полюс отличаются отсутствием ветра, возможными ошибками систем спутниковой навигации, инфраструктурными ограничениями, высоким уровнем радиации и требуют высокой профессиональной подготовки летного состава. На сегодняшний момент маршрутами из Северной Америки в Юго-Восточную Азию летают некоторые американские авиакомпании – существует шесть проходящих через Россию кроссполярных трасс. Например, рейс «Нью-Йорк – Гонконг» через Северный полюс и Сибирь
Из жизни завоевателей Арктики:
274 дня и 2050 км на дрейфующей льдине
274 дня и 2050 км на дрейфующей льдине
6 июня 1937 года состоялось официальное открытие первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1» на льдине в районе Северного полюса. Станция принадлежала Советскому Союзу, руководил ей опытный полярник Иван Папанин. За 274 дня дрейфа папанинская станция прошла 2050 км и была эвакуирована ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 года
Первая подлодка на полюсе.
Очередная победа в освоении Северных территорий
Очередная победа в освоении Северных территорий
Летом 1962 года правительство СССР дало задание атомоходу «Ленинский комсомол» пройти под Северным полюсом. Подлодка дважды проходила подо льдами в точке полюса, а позже всплыла около Северного полюса. Моряки высадились на лед и установили флаг СССР
Звездный час для ледокола,
или «К полюсу – напролом!»
или «К полюсу – напролом!»
17 августа 1977 года в 4 часа утра атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледяной покров, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса
Первая нефть на шельфе: в освоении Арктики открыта новая страница
Советский Союз был первым государством в мире, которое начало поиск, разведку и разработку месторождений нефти в Арктике. А разработка Приразломного месторождения, расположенного на шельфе Печорского моря, стала первым в отечественной истории проектом по добыче нефти на арктическом шельфе России
СЕГОДНЯ НЕФТЬ ДОБЫВАЕТСЯ НА СОВРЕМЕННОЙ ЛЕДОСТОЙКОЙ НЕФТЯНОЙ ПЛАТФОРМЕ «ПРИРАЗЛОМНАЯ». ДОБЫЧА ПЕРВОЙ В МИРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ НЕФТИ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ КОМПАНИЕЙ «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» СТАЛА УБЕДИТЕЛЬНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОССИИ
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВУ «ПРИРАЗЛОМНАЯ»
Российский флаг на дне Северного Ледовитого океана: историческое погружение
2 августа 2007 года экспедицией «Арктика-2007» впервые в истории при помощи батискафов «Мир-1» и «Мир-2» был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне океана был водружен флаг России
«Северный полюс–2015» – новый шаг в освоении Арктики
19 апреля 2015 года открыта российская дрейфующая станция «Северный полюс-2015». Там около трех месяцев будут работать 18 человек, в том числе 12 ученых. Задачей группы будет проведение комплексных наблюдений по гидрологии, метеорологии, магнитометрии
В истории изучения и открытия Арктики и покорения Северного полюса еще много ярких страниц. Ведь исследование Арктики никогда не заканчивалось.
И сегодня перед людьми, пришедшими туда, стоят новые задачи и вызовы – для арктического региона настала эпоха индустриального прорыва, бурного экономического и инфраструктурного развития
В следующей главе вы узнаете, как люди приспосабливаются к суровым условиям Севера, какие строят дома и как арктический климат влияет на человеческий организм
Предыдущая глава
Следующая глава
В 1925 году норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен, пролетев над полюсом на дирижабле, категорически заявил, что продвижение «вглубь ледяных полей»
Арктики опасно, так как там нет «ни одного годного для спуска места». Экспедиция первой в истории полярной дрейфующей научно-исследовательской
станции «Северный полюс-1» полностью опровергла это утверждение.
Идею организации такой станции выдвинул исследователь Владимир Визе еще в 1929 году - а подтверждена на практике эта идея была во время дрейфа челюскинцев на льдине в 1933 году.
Осуществлена же она была только в 1937 году. СССР стал первой страной, которая начала использовать такой способ исследования Арктики.
И не случайно среди четырех сотрудников станции «Северный полюс-1» были двое челюскинцев: радист Э.Т. Кренкель и гидробиолог П.П. Ширшов.
Руководителем станции был Иван Папанин. Четвертым был метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров.
Папанин позже так опишет свои впечатления: «Наступила тишина, какой я еще не слышал, к которой надо было привыкать.
Мы – на шапке мира. Нет тут ни запада, ни востока, куда ни глянь, всюду юг». Члены экпедиции должны были собрать данные в области
атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Дрейф продолжался 274 дня.
Льдина трехметровой толщины размером 3х5 км с конца января 1938 года непрерывно уменьшалась – и превратилась в обломок 200х300 метров.
Эвакуация полярников произошла за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
Уникальность дрейфующей станции была в том, что она позволяла вести исследовательскую работу в арктических широтах на протяжении всего года