Вы используете устаревший браузер. Он имеет уязвимости в безопасности и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Пожалуйста, обновите ваш браузер

К сожалению, наш проект не предусмотрен для работы на мобильных телефонах

АРКТИКА
Путь через льды
«Каждое поколение имеет свой край света. На нашу долю выпала почетная, а вместе с тем трудная задача раздвинуть рамки мира в пределах земного шара. В Арктике теперь нет точки, недоступной для человека» (исследователь Арктики Георгий Ушаков)
Арктика – мировая кладовая ресурсов. Здесь сосредоточены колоссальные биологические, энергетические, минеральные ресурсы, за которыми, как считают многие эксперты, будущее всего человечества. Кроме того, арктический регион – важнейшая транспортная артерия, включающая в себя Северный морской путь и кроссполярные авиационные маршруты. Технические возможности нового тысячелетия в сотни раз повысят экономическую, транспортную и экологическую ценность Арктики
Шельфовые проекты, разворачивающиеся сейчас в западной части российской Арктики, способствуют развитию не только российской нефтегазовой отрасли, но и науки, машиностроения, кораблестроения, комплексно преображают северные территории. В настоящее время единственным действующим проектом по добыче нефти на российском арктическом шельфе является платформа «Приразломная»
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВУ «ПРИРАЗЛОМНАЯ»
История исследования
и освоения Арктики насчитывает
не одно столетие
Начало освоения Северного Ледовитого океана русскими относится к середине XII века, когда поморы вышли на берега Белого, а затем и Баренцева морей. Они, как свидетельствуют летописи, были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана – открыли острова Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Целый ряд источников указывает на то, что к середине XVII века вся территория Таймырского края (исключая северные окраины) была уже хорошо изучена. Целые поколения российских первопроходцев приложили колоссальные усилия для изучения и освоения Арктики. Их не останавливала труднодоступность этого региона, в своем стремлении достигнуть Северного полюса они открывали новые территории, моря, острова и архипелаги. Арктика для них была не просто географическим понятием, а целой наукой – наукой о Земле
Мыс Святой Нос Полуостров Рыбачий Берингов Пролив Архангельск Колымский залив Гыданский залив Шпицберген Архангельск Колымский залив Остров Колючин Пролив Маточкин Шар Остров Новая Земля Остров Земля Бунге Порт Полярный Архипелаг Норденшельда Устье реки Лены Мыс Дежнева Шпицберген
Экспедиции до XX века
Конец 15 века
Путешественник и дипломат при дворе великого князя Московского Ивана III Григорий Истома собрал интересные географические факты о Беломорско-Кулойском плато, мысе Святой Нос, полуострове Мотка (Рыбачий) и этнографические сведения о жизни саамов
1648 год
Путешественник и мореплаватель Семен Дежнев открыл пролив между Евразией и Северной Америкой (Берингов пролив), доказав, что это два отдельных континента
1733–1742 годы
В водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция, состоявшая из семи самостоятельных отрядов. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы. За десять лет экспедиция прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь
1765–1766 годы
Первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете и предвидении, организованная по инициативе русского ученого Михайло Ломоносова. Начальником экспедиции был капитан Павел Чичагов. Исследователи достигли северной оконечности Шпицбергена. Во время этого плавания на севере Гренландского моря суда экспедиции впервые преодолели 80-ю широту
1820 год
Экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина выполнила опись и составила карту северного побережья от р. Колымы до о. Колючин, включая Медвежьи острова
1821 год
Начало четырехлетней экспедиции на Новую Землю под командованием Фёдора Литке на бриге «Новая Земля». Были составлены карты западного и южного берегов Новой Земли и пролива Маточкин Шар
1877 год
Царское правительство начало колонизировать Новую Землю, заселяя ее ненцами-оленеводами
1886 год
На Новосибирских островах работала экспедиция Академии наук под руководством Александра Бунге и при участии геолога Эдуарда Толля. Открыта Земля Бунге, исследованы Новосибирские острова
1894 год
Министр финансов России Сергей Витте представил императору Александру III план освоения русского Крайнего Севера. 5 августа 1898 года в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный)
1900–1902 годы
Полярная экспедиция под предводительством Эдуарда Толля, целью которой было исследование Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов. Обследован архипелаг Норденшельда и побережье полуострова Таймыр
1910–1915 годы
Гидрографическая экспедиция на судах «Таймыр» и «Вайгач» капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого и полковника Ивана Сергеева. Совершили детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены, соорудили на побережье навигационные знаки
1912 год
Владимир Русанов возглавил научно-промысловую экспедицию на Шпицберген. Было обследовано около 2000 км побережья архипелага, открыты четыре промышленных месторождения каменного угля. За Россией было закреплено право на разработку этих месторождений
К началу XX века на картах уже были обозначены почти все острова, прилегающие к арктическому побережью России. Но дальше на север территория еще не была изучена. Завоевание Арктики продолжалось…
В конце XIX — начале XX века число полярных экспедиций возросло.
Исследователи устремились к самому сердцу Арктики
Символом стремления к полюсу стал лейтенант Георгий Седов – первый отечественный полярник
В 1912 году шхуна «Святой мученик Фока» вышла из порта Архангельска. После двух зимовок в феврале 1914 года Седов и сопровождавшие его матросы на трех собачьих упряжках отправились к Северному полюсу. Не дойдя до острова Рудольфа (самый северный из островов Земли Франца-Иосифа), Седов умер и был похоронен на мысе Аук – западной оконечности острова Рудольфа
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
Георгий Седов
Георгий Седов
1877—1914
Полярный исследователь, старший лейтенант. Выходец из рыбацкой семьи, он с детства грезил дальними плаваниями. И вот в 1912 году исполнилась его мечта – он смог организовать экспедицию к Северному полюсу. И, несмотря на то, что Седову так и не удалось достигнуть намеченной цели, он вдохновил многих великих путешественников на подвиги
Эдуард Толль
Эдуард Толль
1858–1902
Из дворянского рода, барон. В 1899 году Толль приступил к организации экспедиции на шхуне «Заря» – он верил, что сможет открыть новый «большой материк» (Земля Санникова). Когда экспедиция разделилась, Толль в сопровождении трёх человек на санях и шлюпках пошёл на о.Беннетта (часть архипелага Новосибирских островов) и пропал без вести. Экспедиция Толля составила карты полуостровов Таймыр и Котельный, провела исследования в области метеорологии, океанографии, геологии
Борис Вилькицкий
Борис Вилькицкий
1885–1961
Морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики. Его по праву называют «российским Колумбом». В 1913–1915 гг. Вилькицкий открыл Землю Императора Николая II (Северную Землю), о. Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и о. Старокадомского. Эти открытия стали последними крупными географическими открытиями на планете. В 1914–1915 гг. Вилькицкий совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск
Владимир Русанов
Владимир Русанов
1875–1913
Делом всей жизни Русанова можно по праву считать исследование и изучение Новой Земли. Он совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле и открыл там залежи полезных ископаемых. Пропал без вести во время экспедиции на судне «Геркулес» на Шпицберген в 1912 году. В 1934 году на безымянном островке (сейчас о. Геркулес) был обнаружен столб с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913»
Отто Шмидт
Отто Шмидт
1891–1956
Математик, географ, геофизик, астроном, академик, Герой Советского Союза...Но больше всего он известен миру именно как исследователь Арктики. Благодаря его энергии изучению Арктического региона были отданы лучшие силы страны. Шмидт руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах. Был участником героического дрейфа челюскинцев. Возглавлял Всесоюзный арктический институт и Главное управление Северного морского пути
Иван Папанин
Иван Папанин
1894–1986
Простой моряк, ставший всемирно известным полярником и руководителем научных исследований, контр-адмиралом и дважды Героем Советского Союза. «Северная страница» в жизни Папанина началась с Якутии, позже он стал начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа. Богатый опыт, напористость, житейская мудрость Папанина были оценены по достоинству: в 1926 году он был назначен начальником первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1»
Георгий Ушаков
Георгий Ушаков
1901–1963
«Покоритель нехоженых земель», автор 50 географических открытий. «Решение мое глубоко обдумано и предопределяет план всей жизни» – так он описывал в возрасте 25 лет свое желание работать в Арктике. Он был первым представителем России по заселению островов Врангеля и Геральд, установил мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом. «Нужно отказаться от всего, без чего можно обойтись, и не забыть ни одной мелочи» – жизненный девиз Ушакова
Артур Чилингаров
Артур Чилингаров
род. 1939
Учёный-океанолог, исследователь Арктики. Возглавлял полярные станции «СП-19» и «СП-22». Руководил спасательной операцией по выводу из ледового плена судна «Михаил Сомов». Его стараниями исследования Арктики возродились после забвения в непростые 90-е. Его имя вписано в Книгу рекордов Гиннесса как человека, сумевшего в течение шести месяцев побывать на обоих полюсах Земли – Южном и Северном
Спасение из ледяного плена:
триумф мужества экспедиции
парохода «Челюскин»
Выживание экспедиции «челюскинцев» в экстремальных обстоятельствах ледяного плена – бесценный опыт и важная веха освоения арктических широт. Эти люди первыми доказали практическую возможность жизни и научной работы на дрейфующих льдах
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
«Никто не поймет, что ощущаем мы, пилоты, в такой момент.
Нет, не сдаваться! Полный газ!» Георгий Байдуков
В 1937 году был осуществлен первый в истории авиации трансарктический перелет тремя выдающимися пилотами – Валерием Чкаловым, Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Расстояние в 9130 км экипаж преодолел за 63 часа 16 минут
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
Кроссполярный маршрут:
«северный воздушный мост» между Америкой и Азией
Кроссполярный авиамост — авиационный маршрут, пролегающий через незаселенные территории севернее 78 широты. Перелеты через Северный Полюс отличаются отсутствием ветра, возможными ошибками систем спутниковой навигации, инфраструктурными ограничениями, высоким уровнем радиации и требуют высокой профессиональной подготовки летного состава. На сегодняшний момент маршрутами из Северной Америки в Юго-Восточную Азию летают некоторые американские авиакомпании – существует шесть проходящих через Россию кроссполярных трасс. Например, рейс «Нью-Йорк – Гонконг» через Северный полюс и Сибирь
Из жизни завоевателей Арктики:
274 дня и 2050 км на дрейфующей льдине
6 июня 1937 года состоялось официальное открытие первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1» на льдине в районе Северного полюса. Станция принадлежала Советскому Союзу, руководил ей опытный полярник Иван Папанин. За 274 дня дрейфа папанинская станция прошла 2050 км и была эвакуирована ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 года
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
Первая подлодка на полюсе.
Очередная победа в освоении Северных территорий
Летом 1962 года правительство СССР дало задание атомоходу «Ленинский комсомол» пройти под Северным полюсом. Подлодка дважды проходила подо льдами в точке полюса, а позже всплыла около Северного полюса. Моряки высадились на лед и установили флаг СССР
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
Звездный час для ледокола,
или «К полюсу – напролом!»
17 августа 1977 года в 4 часа утра атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледяной покров, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
Первая нефть на шельфе: в освоении Арктики открыта новая страница
Советский Союз был первым государством в мире, которое начало поиск, разведку и разработку месторождений нефти в Арктике. А разработка Приразломного месторождения, расположенного на шельфе Печорского моря, стала первым в отечественной истории проектом по добыче нефти на арктическом шельфе России
Подробнее о месторождении Приразломное
СЕГОДНЯ НЕФТЬ ДОБЫВАЕТСЯ НА СОВРЕМЕННОЙ ЛЕДОСТОЙКОЙ НЕФТЯНОЙ ПЛАТФОРМЕ «ПРИРАЗЛОМНАЯ». ДОБЫЧА ПЕРВОЙ В МИРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ НЕФТИ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ КОМПАНИЕЙ «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» СТАЛА УБЕДИТЕЛЬНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОССИИ
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВУ «ПРИРАЗЛОМНАЯ»
Российский флаг на дне Северного Ледовитого океана: историческое погружение
2 августа 2007 года экспедицией «Арктика-2007» впервые в истории при помощи батискафов «Мир-1» и «Мир-2» был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне океана был водружен флаг России
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ