Полюс притяжения
АРКТИКА
Города под водой
Арктика — территория будущего. Она примиряет человека, природу и технический прогресс, учит мир гармонии. Путешествие в Арктику — возможность заглянуть в будущее человечества уже сегодня
Освоение богатств Арктики в целом и Северного Ледовитого океана в частности сопоставимо с технической точки зрения с выходом человека в открытый космос. В этом освоении — залог будущего процветания России. И сегодня Арктика бросает вызов и вдохновляет на изобретение инновационных способов «завоевания» арктических просторов
Будущее Арктики формируют инновации
Добыча углеводородов в арктических условиях требует революционных решений. На суше и на море появляются невероятные проекты, способные стать флагманами российской экономики
Платформа «Приразломная» — первый реализованный проект по добыче нефти в Арктике
Морские роботы: взгляд в бездну
Месторождения углеводородов в Арктике, в зоне постоянных льдов, пока остаются недосягаемыми для человека. В будущем их освоением займутся целые «подводные города» со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи и системами мониторинга под автономным управлением «морских роботов»
«Подводное кабельное судно» — шаг в будущее в практическом освоении Арктики
Чистая энергия Арктики
Думая о завтрашнем дне, ученые уже сегодня готовы предложить инновационные технологии добычи энергии, необходимой для жизни и работы в Арктике. Морские плавучие электростанции в акваториях ледовитых морей — «энергетическое будущее» арктических территорий
Главное богатство Арктики — люди
Поддержка коренных народов Севера — первостепенная задача государства. Власти арктических регионов и социально ответственные компании, работающие в Арктике, ведут активное жилищное строительство, уделяют особое внимание развитию медицины и образования
Подробнее о коренных народах Арктики, их быте и традициях читайте в главе «Ниже нуля»
Cогласно государственной программе развития Арктической зоны, в регионе будет проводиться большая работа по развитию систем жизнеобеспечения и улучшения качества жизни населения. Госпрограмма обеспечит сбалансированное развитие ранее освоенных и обжитых территорий*
Развитие систем здравоохранения и соцзащиты
Формирование единой арктической транспортной сети
Развитие жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства
Арктический комфорт: технологии будущего
«Умные» дома, позволяющие сэкономить до 60% энергии
Высокотехнологичные материалы для строительства дорог в вечной мерзлоте
Гибкие солнечные батареи — универсальный помощник
Сохранение природы — пропуск в арктическое будущее
В 1990-е годы Арктика напоминала гигантскую свалку: залежи ржавых бочек с остатками горючего, строительный и бытовой мусор, забытая военная техника. Новый этап освоения Арктики начался с уборки, которая скоро приняла масштаб «генеральной»
Всем миром: генеральная уборка Арктики
*По данным национального парка «Русская Арктика» и Русского географического общества
Все это — будущее, но заглянуть в него можно уже сейчас, приоткрыв дверь в Арктику
Достопримечательности Арктики и маршруты арктических путешествий
Решиться на чудо
Путешествие в Арктику — это мечта, которой суждено сбыться. В последние годы поездки в арктический регион стремительно набирают популярность. Увлекательные экспедиции, спортивные победы, единение с природой, этнографические открытия — это лишь часть тех возможностей, что Арктика предоставляет своим гостям. Ежегодно российскую часть Арктики посещают около 500 тысяч туристов*. Но до Северного полюса добираются самые отважные: в 2014 году здесь побывали 738 человек
*По данным исследования М.В. Цекиной (МГУ имени Ломоносова)
Знакомство с традициями коренных народов в национальном парке «Берингия»
Национальный парк «Берингия» на Чукотском полуострове является самой восточной природоохранной территорией России. Именно тут россияне первыми встречают рассвет. Исключительное географическое положение на стыке двух континентов и двух океанов превратило «Берингию» в самый богатый флористический и видовой «центр» Арктики
Территория парка занимает 1 819 454 гектаров
Что делать в парке «Берингия»
Наблюдать за редкими животными и птицами
Знакомиться с традициями коренных жителей
Узнать, как здесь жили люди тысячи лет назад
Кусочек российской земли на Шпицбергене
Шпицберген, пожалуй, самая доступная для путешественников точка на карте Арктики. Туристический маршрут на Шпицберген пролегает через Норвегию. До Лонгиербюена (Ло́нгйира), где расположен самый большой аэропорт архипелага, можно добраться регулярными рейсами из Осло или Тромсе
Туристический центр Шпицбергена
Единственное российское «жилое» поселение на архипелаге
«Город-призрак»
3 вещи, которые нужно сделать на Шпицбергене
Увидеть северное сияние посреди бескрайних заснеженных долин
Посмотреть на белого медведя в его естественной среде обитания
Сплавать на каяке вокруг изумительных голубых айсбергов
Эко-поездка на Землю Франца-Иосифа
Земля Франца-Иосифа — архипелаг из 192 островов в Баренцевом море на самом севере России. Эта территория входит в зону ответственности национального парка «Русская Арктика». Попасть сюда можно на атомном ледоколе «50 лет Победы», начинающем свой путь в Мурманске. Всего за летний сезон территорию национального заказника посещает около десяти круизов (в том числе 3 — на судне Sea Spirit со Шпицбергена)
Когда ехать?
Как себя вести?
Какой сувенир выбрать?
Чем заняться на Земле Франца-Иосифа?
Любоваться природой Арктики
Стать волонтером
Изучить историю Арктики
Экстремальный отдых на Северном полюсе
У каждого человека есть собственный bucket list — список дел, которые нужно совершить, чтобы потом не пожалеть о бесцельно прожитых годах. Статуса «мечты всей жизни» заслуживает поездка на Северный полюс, где не существует никаких условностей — даже времени
Добраться на ледоколе
Приземлиться с парашютом
Прийти на лыжах
Триумф воли: бонусы для покорителей Северного полюса
Арктический заплыв
Звонок другу и сверка часов
Хоровод вокруг земной оси
Советы путешественнику
Лучшим временем для посещения Арктики считается весна и лето
Избежать обморожения поможет правильная одежда и обувь
Слово инструктора в Арктике — закон
Познакомившись с Арктикой поближе, забыть ее невозможно — как и постичь до конца все тайны этого удивительного края. Арктика была и остается полюсом притяжения для всего человечества — великие льды, хранящие подлинные сокровища для следующих поколений
ЭТО — ФИНАЛЬНАЯ ГЛАВА ПРОЕКТА, ПОСВЯЩЕННОГО РУССКОЙ АРКТИКЕ.
СПАСИБО, ЧТО БЫЛИ С НАМИ
СПАСИБО, ЧТО БЫЛИ С НАМИ
В 1925 году норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен, пролетев над полюсом на дирижабле, категорически заявил, что продвижение «вглубь ледяных полей»
Арктики опасно, так как там нет «ни одного годного для спуска места». Экспедиция первой в истории полярной дрейфующей научно-исследовательской
станции «Северный полюс-1» полностью опровергла это утверждение.
Идею организации такой станции выдвинул исследователь Владимир Визе еще в 1929 году — а подтверждена на практике эта идея была во время дрейфа челюскинцев на льдине в 1933 году.
Осуществлена же она была только в 1937 году. СССР стал первой страной, которая начала использовать такой способ исследования Арктики.
И не случайно среди четырех сотрудников станции «Северный полюс-1» были двое челюскинцев: радист Э.Т. Кренкель и гидробиолог П.П. Ширшов.
Руководителем станции был Иван Папанин. Четвертым был метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров.
Папанин позже так опишет свои впечатления: «Наступила тишина, какой я еще не слышал, к которой надо было привыкать.
Мы — на шапке мира. Нет тут ни запада, ни востока, куда ни глянь, всюду юг». Члены экпедиции должны были собрать данные в области
атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Дрейф продолжался 274 дня.
Льдина трехметровой толщины размером 3х5 км с конца января 1938 года непрерывно уменьшалась — и превратилась в обломок 200х300 метров.
Эвакуация полярников произошла за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
Уникальность дрейфующей станции была в том, что она позволяла вести исследовательскую работу в арктических широтах на протяжении всего года
Всем миром: генеральная уборка Арктики