Вы используете устаревший браузер. Он имеет уязвимости в безопасности и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Пожалуйста, обновите ваш браузер

К сожалению, наш проект не предусмотрен для работы на мобильных телефонах

АРКТИКА
Ниже нуля
Пронизывающий холод и бесконечные ледяные пустыни – жизнь в Арктике кажется невозможной. Но для миллионов людей этот край является настоящим домом, где принято считаться с законами природы
Коренные народы веками приспосабливались к климату — теперь их опыт перенимают те, кто приехал сюда строить свою жизнь
ЖИТЕЛИ АРКТИКИ – ЭТО МЕНЬШЕ 1% НАСЕЛЕНИЯ ПЛАНЕТЫ
БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ВСЕЙ АРКТИКИ ЖИВЕТ В РОССИИ
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СОСТАВЛЯЮТ 10% НАСЕЛЕНИЯ АРКТИКИ
ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ АРКТИКИ
Население российской Арктики (тыс. чел.)
В российской части Арктики живет 82,5 тысяч представителей коренных народов
Коренные жители Арктики сохраняют традиционный образ жизни: занимаются охотой, оленеводством, рыболовством и соблюдают древние ритуалы
На острове Вайгач, недалеко от платформы «Приразломная», в 2015 году пройдет международный съезд шаманов «Исогайса»
ТАЙНЫ ОСТРОВА ВАЙГАЧ
Арктика предъявляет особые требования к тем, кто решился вступить на ее территорию. Трудности заставляют людей искать новые способы жить в гармонии со стихией
Как строить в вечной мерзлоте?
В 1930-е годы начался этап индустриализации российской Арктики. Появление полярной авиации и первых советских ледоколов позволило начать работу по разведыванию ресурсов. Интенсивное освоение Арктики потребовало создания инфраструктуры — так в Заполярье стали расти крупные города, ставшие впоследствии промышленными центрами. Но суровый климат поставил перед людьми вопрос: возможно ли строить заводы и жилые дома в условиях вечной мерзлоты?
Решение найдено!
В 1937 году в Норильске впервые был применен метод свайного строительства, который дал импульс активному росту жилищного фонда в Арктике. Автором этой технологии был руководитель Норильского комплексного отдела «Промстройниипроект» Михаил Ким. В 1966 году Киму и еще девяти архитекторам и строителям была присуждена Ленинская премия «за разработку и внедрение принципиально новых методов индустриального строительства в условиях Крайнего Севера».
Дома на «курьих ножках» и снежные пещеры: как и что строят в Арктике
Высотки в вечной мерзлоте
Главная проблема строительства в вечной мерзлоте — «капризные» грунты. Под воздействием тепла от фундамента они начинают подтаивать, вызывая смещение пород и разрушение здания
Мерзлые грунты неоднородны — в толще земли в порах и трещинах содержится лед
Свайный фундамент позволяет приподнять дом над грунтом, не давая теплу от здания воздействовать на вечную мерзлоту
Для поддержания стабильной температуры грунта используют хладагенты
Помимо вечной мерзлоты, строителям нужно «перехитрить» и другие северные явления — ветер и снег
Фасады делают максимально простыми, без рельефов, во избежание скапливания снега
Яркая раскраска зданий помогает жителям ориентироваться в условиях пурги и метелей
Тройные стеклопакеты — обязательное условие для жилых домов в арктической зоне
Приметы северного города
Постройки коренных народов
Наземная разборная конструкция
Жилье кочевников-оленеводов состоит из деревянного каркаса, который сверху покрывают оленьими шкурами
Каркасный дом
на сваях
Полуоседлые рыболовы и охотники в местах сезонного промысла возводят хозяйственные постройки на деревянных сваях
Зимнее жилище, углубленное в землю
Дом для зимовки рыболовов и охотников утепляется дерном, мхом, корой деревьев, шкурами животных или снегом
Для экстремальных задач
Участники полярных экспедиций всегда готовы к экстремальным условиям быта. Экспедиционный лагерь состоит из нескольких палаток каркасного типа с двухслойным покрытием из современного теплоизоляционного материала, способного выдерживать низкие температуры и противостоять ветровым нагрузкам
Жизнь на дрейфующей льдине
Промышленные объекты
Строительство надежных морских сооружений в ледовых условиях необходимо для развития шельфовых технологий. Одним из примеров такого объекта является ледостойкая нефтяная платформа «Приразломная», установленная на шельфе Печорского моря
Подробнее об объекте читайте в спецглаве «Приразломная»
ЧИТАТЬ
По суше, воздуху и морю:
арктические виды транспорта
Олень — корабль ледяной пустыни
Оленья упряжка — довольно сложный вид транспорта, управлять которым без знаний местных «ПДД» не получится»
По пересеченной и труднопроходимой местности олень движется примерно с такой же скоростью, что и вездеход
О НАРТАХ
оленеводство в арктике
Рабочая лошадка Cевера:
Снегоход «Буран»
Больше 40 лет неприхотливый, надежный и недорогой снегоход «Буран» служит северным жителям верой и правдой. В Арктике «Буран» есть почти в каждом хозяйстве
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВЕЗДЕХОДЫ ДЛЯ ЛЮБОЙ ПОГОДЫ:
ДТ–30 «ВИТЯЗЬ»
Вездеходы «Витязь» широко используют для работы на арктическом шельфе: например, для доставки оборудования ликвидации разливов нефти, грузов и людей в зоне ответственности платформы «Приразломная»
ВЕЗДЕХОД БЕЗОПАСЕН ДЛЯ АРКТИЧЕСКИХ ГРУНТОВ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ:
ВЕЗДЕХОД-АМФИБИЯ «АРКТИКА»
Для вездеходов на воздушной подушке нет преград ни на воде, ни на суше. Они могут двигаться по зимникам, болотам и холмам, в акваториях рек и озер, в прибрежной полосе морей в течение всего года
ЭТА МАШИНА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ КРУГЛОГОДИЧНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ В ОСОБО ТЯЖЕЛЫХ УСЛОВИЯХ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
СОКРУШАЯ ЛЬДЫ:
ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
Круглогодичная навигация в арктических водах стала возможной только с созданием мощного ледокольного флота
В Арктике ледокольные суда используются для самых разных задач. Например, для несения дежурства у нефтедобывающей платформы
ЛЕДОКОЛЫ РОССИИ
На сегодняшний день Россия – единственная страна, обладающая атомным ледокольным флотом
Российские атомные ледоколы:
«50 лет Победе» (2007), «Советский союз» (1990, реконструкция в 2014), «Россия» (1985, реконструкция в 2007), «Ямал» (1993), «Вайгач» (1990), «Таймыр» (1989)
ПОЛЕТЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ: ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ АРКТИКИ
Низкие температуры, отсутствие ориентиров, частая смена погодных условий — полеты в арктическом регионе требуют специального навигационного оборудования на борту воздушных судов
Ми-8
самый востребованный вертолет в российской Арктике. Его модернизированные модели, в частности, используют на платформе «Приразломная»
БУДУЩЕЕ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ
Северная мода: какая одежда спасает от арктического холода
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ АРКТИКИ — ЭТО ИХ ГЛАВНОЕ УБЕЖИЩЕ, КОТОРОЕ ОНИ НОСЯТ НА СЕБЕ
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ПРИ ВЫБОРЕ ЭКСПЕДИЦИОННОГО КОСТЮМА – МНОГОСЛОЙНОСТЬ
Основой костюма является термобелье – базовый (1) и средний (2) слои. Далее следует пуховая жилетка и полукомбинезон (3). Верхним уровнем защиты является пуховая куртка, перчатки, двухслойные ботинки или сапоги с внутренним вкладышем (4)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ДЛЯ РАБОТЫ НА ШЕЛЬФЕ ЗАЩИЩАЕТ РАБОТНИКОВ НЕФТЯНОЙ ПЛАТФОРМЫ ОТ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
В комплект входит куртка с капюшоном и полукомбинезон со световозвращающими полосами, специальная обувь, защитная каска, перчатки и очки, а также сигнальный жилет (для сотрудников, занятых погрузочно-разгрузочными работами
Тысячелетиями Арктика испытывает людей на прочность — в высоких широтах человеческому организму приходится адаптироваться к сильнейшим нагрузкам
Как климат Арктики влияет на здоровье людей?
Коренные жители Арктики за тысячи лет генетически приспособились к холоду: не так давно ученые обнаружили у них гены, помогающие организму вырабатывать тепло. Люди, приезжающие в Арктику из других широт, вынуждены адаптироваться быстрее. Первый фактор риска – полярная ночь, которая может вызвать нарушение биоритмов, снижение работоспособности, нарушение сна и депрессию. Дополнительную нагрузку на организм оказывает высокая влажность, интенсивное солнечное излучение и геомагнитная активность. Врачи на Крайнем Севере также отмечают всплеск сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний, возникающих из-за переохлаждения.
Факторы риска являются предметом изучения, и пока универсального способа избежать сложностей адаптационного периода не существует. В этой связи очень важно развитие арктической медицины — направления, которое позволит максимально облегчить трудности переезда в Арктику.
до 3 лет
требуется человеку для адаптации
к условиям севера
На экстренный случай
Работники на Крайнем Севере проходят обязательный медицинский осмотр. На удаленных объектах нефтегазовой отрасли предусмотрены медпункты, куда сотрудник может обратиться в любое время, и проработанный план экстренного медицинского реагирования, который реализуется в случае необходимости срочной медицинской помощи и санитарной эвакуации. На нефтяной платформе «Приразломная» постоянно работает здравпункт, врач которого оказывает сотрудникам необходимую медицинскую помощь. В мае 2015 года здравпункт «Приразломной» был лицензирован для осуществления медицинской деятельности по анестезиологии и реаниматологии. Вместе с тем, при необходимости, на платформу может быть вызвана бригада санавиации, которая прибывает не более чем через 4 часа с момента обращения больного
ИЗЫСКИ СЕВЕРНОГО МЕНЮ
Зачем люди едут в Арктику
Осваивать суровый край действительно сложно, но эта работа приносит невероятные результаты — 12-15% ВВП страны
За последние 70 лет население арктических регионов увеличилось более чем в 5 раз благодаря реализуемым проектам добычи полезных ископаемых, и это далеко не предел
Промышленное освоение Арктики должно сопровождаться сохранением уникальной природы и вниманием к человеку, который родился в этом суровом регионе и намерен строить в нем свое будущее. Компания-оператор платформы «Приразломная» — единственного промышленного объекта, работающего сегодня на российском арктическом шельфе, — реализует в Арктике программу социальных инвестиций, направленную на содействие устойчивому развитию арктических территорий
Это — четвертая часть проекта
«Полюс притяжения», посвященного Арктике.
В следующей главе мы заглянем в будущее Арктики
и узнаем много интересного про «морских роботов»,
чистую энергию и арктические путешествия
Полюс притяжения
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ГАЗПРОМ
НЕФТЬ» И РИА НОВОСТИ
СПЕЦРАЗДЕЛ
Платформа «Приразломная»
АРКТИКА. ГЛАВЫ
I. За краем Севера
II. Путь через льды
III. Ниже нуля
IV. Города под водой
ВИКТОРИНА
Неизвестная Арктика
О ПРОЕКТЕ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Полюс притяжения
МИА «Россия сегодня» и компания «Газпром нефть» представляют совместный проект «Полюс притяжения», посвященный самому неизведанному региону нашей планеты – Арктике
Четыре последовательно публикующиеся главы расскажут об истории освоения Арктики, особенностях жизни и работы в арктическом регионе и его будущем. Пятая специальная глава посвящена масштабному арктическому проекту, осуществленному компанией «Газпром нефть», — морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная»
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ
СТУДИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ
МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ»
РУКОВОДИТЕЛЬ СТУДИИ
Павел Шорох
ДИЗАЙНЕРЫ
Денис Золотарев
Надежда Андрианова
Павел Караулов
РЕДАКТОРЫ
Екатерина Власенко
Елена Костомарова
3D
Александр Волков
МОУШН-ДИЗАЙНЕР
Елена Контузова-Вантула
ПРОГРАММИСТЫ
Константин Емцев
Максим Кутейников
ВЕРСТКА
Владимир Кузнецов
В проекте использована музыка:
"Yes We Can Do That" DefectiveContact (jamendo.com)
Licensed under Creative Commons: By Attribution 2.0,

«A new beginning» Royalty Free Music from Bensound
2015
Глава«Арктика. Путь через льды»
будет опубликована в мае 2015
Вы можете подписаться на
обновления с помощью формы ниже:
e-mail